Как осуществлять импорт в России в 2022 году
В 2022 году импорт товаров в России столкнулся с серьезными проблемами. Поэтому расскажем вам, какие условия нужно соблюдать для осуществления импорта.
Санкции стран Европы, Америки и Австралии. Страны Европейского союза, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и другие наложили санкции на Россию. Санкции принимались в несколько этапов и включают в себя разные меры. В Россию запрещено ввозить высокотехнологичную продукцию, промышленное оборудование, полупроводники, самолеты и запчасти к ним, семена и удобрения, предметы роскоши. Страны принимали санкции отдельными решениями, поэтому для каждой страны и каждого вида товара надо уточнять, можно ли его импортировать оттуда или нет.
Банки. Под блокирующие санкции попали 5 российских банков: ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» и «Новикомбанк». Совершить платеж зарубежному поставщику или перевозчику со счета такого банка не получится.
Еще не получится заплатить со счета в «Сбербанке» поставщику из США — корреспондентские счета «Сбербанка» в США закрыты, все транзакции с его участием в США отклоняются.
Санкции компаний. Компании из стран, наложивших санкции, продающие товары, разрешенные к ввозу в Россию, не обязаны прерывать свой бизнес с Россией, но многие делают это по собственной инициативе.
Также многие компании из стран, не наложивших санкции, отказываются работать с российскими покупателями из-за риска самим попасть под санкции Европы и США.
Перевозка. Европейские и американские логистические компании, в том числе крупнейшая компания Maersk, отказались от деятельности на территории России, а это значит, что они не только не будут перевозить грузы в Россию, но и откажутся сдавать в аренду свои морские контейнеры. Отказаться перевозить могут и китайские перевозчики — также из-за риска попасть под американские и европейские санкции.
Самолеты большинства стран мира больше не выполняют рейсы в Россию — это результат взаимных санкций. Сначала Европа, США и другие страны ввели запрет на рейсы для авиакомпаний из России, а в ответ Минтранс России запретил авиакомпаниям из этих стран летать в Россию и над ее территорией.
Антисанкции. Еще в России ввели собственные ограничения на импорт. Например, в 2015 году появились продуктовые «антисанкции»: стало запрещено ввозить некоторые продукты питания — мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи — из стран Европы и США. Антисанкции продолжают действовать.
В итоге, чтобы ввезти товар в Россию в 2022 году, должны совпадать пять пунктов:
- Страна происхождения товара разрешает ввозить его в Россию.
- В самой России не запрещен ввоз этого товара.
- Продавец согласен продать товар российской компании.
- Перевозчик согласен перевезти груз в Россию.
- Российский покупатель ведет расчеты через банк, не попавший под блокирующие санкции, и не через «Сбербанк».
Еще стоит учитывать возможные изменения курсов валют. Импортные контракты обычно заключаются в иностранной валюте, а от стоимости и количества товара зависит таможенная пошлина. Если курс валюты резко поднимется, предпринимателю придется заплатить на таможне значительно больше, чем он рассчитывал изначально.
Несмотря на все сложности, импорт из стран, не присоединившихся к санкциям, по-прежнему возможен. Это азиатские, африканские и латиноамериканские страны.
Импортные товары нужны в России, поэтому на часть товаров отменены ввозные пошлины. В частности, нет пошлин на компоненты для электронной продукции, строительные материалы, ткани и пряжу, удобрения, упаковочные материалы, бумагу и картон. Решение временное — пока пошлины отменяются для товаров, задекларированных на таможне с 17 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года.
Импорт и какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на импорт. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
Документ для импорта:
Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
- Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
- Цена единицы товара и всего контракта.
- Сроки оплаты.
- Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
- Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
- Валюта платежа.
- Подробное описание товара с техническими характеристиками.
- Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
- Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
- Сроки и способы разрешения споров по контракту.
- Действия сторон при форс-мажоре.
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно составляется контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Нью-Дели. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Нью-Дели и оплатить все процедуры по прохождению индийской таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Нью-Дели. А вот транспортировка из Индии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA New Delhi, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, New Delhi — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Документ для импорта:
Инвойс
Это счет на оплату, где указаны:
- Наименование покупателя и продавца.
- Количество товаров.
- Цена за единицу товара.
- Общая стоимость поставки.
- Базис Инкотермс, по которому будет производиться поставка.
- Банковские реквизиты сторон сделки.
Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.
Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.
Документ для импорта:
Упаковочный лист
Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.
Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.
Документ для импорта:
Транспортный документ
Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.
Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.
Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.
Как происходит импорт товаров в Россию
Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.
Реестр складов временного хранения
Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р . Это зависит от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.
Тарифы на хранение грузов на СВХ в Шереметьеве
Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.
Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1. ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.
Обычно в каждом городе есть несколько таможенных представителей — контор, которые за деньги декларируют чужие грузы в таможне. Стоимость их услуг может варьироваться в зависимости от сложности оформления документов. Например, весной 2020 года в Москве оформление таможенной декларации на импорт товаров стоило от 15 000 до 25 000 Р.
При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.
Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.
В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них мы и расскажем дальше.
Что такое тарифное регулирование
Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.
Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.
Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.
Как рассчитать таможенную стоимость
Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Istanbul — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Стамбула. Таможенная стоимость определяется так:
Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы России.
Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.
Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.
Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.
Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.
Какие бывают виды таможенных платежей
Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:
- 2010 — таможенная пошлина;
- 5010 — ввозной НДС;
- 1010 — таможенный сбор.
Расскажу про каждый платеж подробнее.
Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.
Размер этого сбора зависит от стоимости товаров: чем она выше, тем больше предстоит отдать таможне. Например, если вы привезли товары на сумму до 200 000 Р включительно, то заплатите всего 775 Р. А вот для партии товаров стоимостью более 10 000 000 Р сбор составит 30 000 Р. Таможенные сборы постоянно растут — эти значения актуальны в марте 2022 года.
Постановление правительства № 342 от 26.03.2020
Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.
Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.
Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Допустим, вы закупили за границей партию шелковых галстуков. Код ТН ВЭД у этого типа товаров — 6215 10 000 0, а таможенная пошлина — 17,5% от стоимости каждого галстука.
Или же вы везете в Россию шерстяные брюки: код ТН ВЭД — 6203 41 100 0, а пошлина — 2,2 € за килограмм товара.
Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.
Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.
Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.
п. 1 ст. 160, п. 3 ст. 164 НК РФ
Как рассчитать таможенные платежи
На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:
Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.
Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.
Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.
Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на март 2022 года.
Допустим, вы хотите привезти из Китая 1000 мужских пуховиков. Вес партии — 1,2 тонны, стоимость партии по инвойсу — 25 000 $. По договоренности с продавцом выбран базис поставки FCA — то есть доставку из Китая в Россию вы организуете самостоятельно.
Одна транспортная компания предложила перевезти пуховики поездом за 900 $, срок доставки — 22 календарных дня. А другая компания предложила доставить груз по морю за 2900 $. Однако другая компания быстрее — в течение семи рабочих дней.
Допустим, до зимы далеко, спешить некуда, поэтому вы выбрали доставку по железной дороге за 900 $. Эта сумма будет включена в таможенную стоимость товара.
Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 20 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.
Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.
Пошлина за ввоз составит:
2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €
А в рублях по курсу ЦБ:
3120 € × 114,40 Р/€ = 356 928 Р
Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.
Тогда таможенная стоимость составит:
25 000 $ + 900 $ = 25 900 $
Переведем в рубли по курсу ЦБ:
25 900 $ × 103,95 Р/$ = 2 692 305 Р
Шаг 4. Считаем таможенный сбор. Для этого нужно открыть документ с актуальными тарифами и сопоставить таможенную стоимость с приведенными значениями. В случае с пуховиками за 2 692 305 Р сбор составит 8530 Р.
Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:
(2 692 305 Р + 356 928 Р + 8530 Р) × 20% = 611 522,6 Р
4 total views, 4 views today
Сообщение Как осуществлять импорт в России в 2022 году появились сначала на hitecher.