Как правильно ставить цели в SMM-стратегии?
Стратегия в SMM, как и в бизнесе — это план того, как перейти из точки А в точку В. Однако она содержит не только описание исходных, начальных данных и желаемого результата. Качественно проработанная стратегия содержит и другие этапы, достижение каждого из которых можно назвать определенной целью. Правильно поставленные цели в любой стратегии — залог успешного продвижения бизнеса и повышенная вероятность достижения успехов в результате.
Цели бывают долгосрочные (стратегические) и краткосрочные (тактические). Как же наиболее эффективно их сформулировать? Способов множество. Мы предложим один в качестве примера и раскроем его.
«Дерево целей». Дерево целей – структурированная совокупность целей организации, построенная по иерархическому принципу. То есть в дереве целей выделяется главная цель и ее «подцели» — задачи, решение которых поможет достичь конечного результата. Другими словами, общая цель разбивается на более мелкие, которые в итоге и складываются в единый план.
Почему необходимо разбивать цели? Достижение цели похоже на длительный, изнурительный забег. Чтобы достичь успеха в любом своем начинании, необходима система последовательных действий. Многие считают, что достаточно лишь определить цель и идти к ней, но все не так просто. Если цель долгосрочная, то вы рискуете встретить преграды, на преодоление которых может не хватить ни мотивации, ни вдохновения. И только системный подход выручит вас.
В случае с деревом целей (как, впрочем, и с другими вариантами постановки целей), существует несколько правил для правильной постановки целей.
Правило №1
Формулируйте цели по SMART. Каждая буква этой аббревиатуры означает критерий эффективности поставленных целей.
S — Specific. Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.
M — Measurable. Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
A — Attainable. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация/подразделение.
R — Relevant. Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
T — Timebound. Срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.
Как только вы распишете цели по этому шаблону, поймёте, что «увеличение продаж», «увеличение осведомленности» — это не цели, а всего лишь утверждения, которые ни на шаг не приблизят вас к достижению желаемого результата.
Правило №2
Разбивайте цели на уровни. Обычно при разработке стратегии выделяют 3 уровня целей:
- Бизнес-цели. Это финансовые амбиции бизнеса. Они всегда касаются рынка или категории, в которой работает компания. Бизнес-целей может быть несколько: увеличение прибыли, удержание рынка, новые клиенты и пр. Но смысл всегда один — зарабатывать больше.
- Маркетинговые цели. Это желаемое действие целевой аудитории. После того как была проработана ветка маркетинговых целей, вам будет легче сформулировать коммуникационные. Они логичное дополнение предыдущих двух уровней.
- Коммуникативные цели. Это то, как бренд воспринимается аудиторией, т. е. образ компании, работающий на увеличение прибыли. К примеру, Nike призывает аудиторию заниматься бегом, позиционируя себя в качестве наставника и эксперта.
Проработав эти уровни целей, мы получаем готовое стратегическое решение, как из актуального состояния прийти к желаемому результату. Принцип «Дерева целей» универсален. С его помощью можно ставить цели и для развития бизнеса в целом, и для кампании в отдельно взятом рекламном канале.
Cackle