Нейромаркетинг
Манипуляции с подсознанием покупателейСкажите-ка, друзья, у вас бывало такое ощущение, что вы приходите домой и понимаете, что купили абсолютно не нужную вам вещь? Скажем, поддались внезапному эмоциональному порыву или просто потому что у вас было плохое/хорошее настроение? Вы можете не осознавать этого, но маркетологи давно научились затрагивать наши эмоции и воздействовать на них. Они скрупулезно отыскивают наши болевые точки и нажимают на них поочередно, исследуя, где сильнее болит, – и все для того, чтобы заставить нас больше покупать. Поэтому девушки часто любит покупать вещи, следуя моде, а студенты месяцами копят на новый iPhone. Более того, маркетинг уже давно воздействует даже на подсознание. Это и есть суть нейромаркетинга — он позволяет определить отношение потребителя к продукции еще до того, как он сам его осознал, и даже больше – влиять на него. В этом заключается главное отличие нейромаркетинга от традиционного маркетинга, – он не требует сбора и анализа данных о субъективных предпочтениях покупателя.
И сегодня мы с вами разберемся, как можно использовать нейромаркетинг на сайтах.
- Социальное доказательство. Первый и очень простой способ. Люди склонны делать то, что делают другие — это особенности нашего мышления и нашего мозга. Чтобы это преодолеть нужно провести над собой громадную работу. Чтобы воспользоваться «социальным доказательством» покажите, что люди выбирают ваш продукт или услугу. Как? Добавьте отзывы, рекомендации от известных личностей и звезд. Теперь вы поняли истинное назначение лайков и репостов в социальных сетях?
- Маркеры. Это такие специальные указатели на крутизну (а иногда и выдуманную) товара. «Бестселлер», « лучший выбор», «шеф рекомендует», «хит продаж» — ну как не позарится на такие товары? Хотя бы просто посмотреть: интересно же, что там люди такое выбирают. Для блогов это может быть маркер «самое обсуждаемое», «горячее»; для интернет-магазинов — «популярное», «рекомендовано экспертами».
- Якори. Не те, которые все тормозят. Давайте на конкретном примере: вы хотите купить себе новый автомобиль с рук. Встретились с продавцом. Продавец сказал, что готов отдать вам свою «Феррари» за каких-то условных 10 миллионов долларов. Эти 10 миллионов долларов — это тот самый якорь, от которого будут варьироваться дальнейшие предложения. Вы можете согласиться на 9 миллионов и вам покажется, что это довольно выгодно. А если бы изначально продавец огласил не 10 миллионов, а, например, 15? Тогда сделка в 12 миллионов казалась бы просто идеальной. Очень часто на сайтах это делается так, как показано на скриншоте. Угадайте, какой вариант кажется для клиента самым оптимальным. Именно средний. А теперь представьте, что левого столбика, который предлагает цену в 15730 рублей нет. Какой вы выбрали бы тогда?
- Ограниченное предложение. Да, это тоже прием нейромаркетинга. Конкретно об этом мы уже немного писали ранее, но в другом контексте. Люди боятся упустить шанс. Маркетологи и другие люди знают об этом, но забывают использовать на сайтах. Упоминание времени, информация о том, что распродажа кончается в это воскресенье, что предложение действует до 12 часов, тикающий таймер — все это усиливает желание клиентов и ускоряет решения.
- Подарки, пробные периоды, акции, распродажи. Тоже в эту копилку. Об этом мы часто пишем в статьях о маркетинге в нашем блоге. Чарльз Дарвин писал, что «взаимность является основой человеческой морали». Когда нам что-то дают или делают для нас, мы чувствуем себя обязанными дать что-то взамен. Значит, если интернет-магазин дарит подарок, подарком нужно воспользоваться, чтобы завершить обмен.
- Контекст покупки. В нейромаркетинге считается, что вниманием управляют цели. Если мы голодны, мы ищем McDonalds или Burger King, если на носу какой-то праздник, мы ищем подарки. Зайдите в день какого-нибудь праздника на сайт интернет-магазина. Вы увидите большие тематические баннеры: Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая — праздников у нас в стране, к счастью для маркетологов и продавцов, полно.
- Контраст элементов. Во все времена люди фокусировали внимание на контрастах. Взгляд людей акцентируется на плотности и цветовой композиции, движении, лицах людей. Инструменты типа eye-tracking помогают оценить распределение внимания. Такие инструменты доступны и онлайн. К чему это? К тому, что целевые кнопки «купить», «узнать больше», «позвонить» должны быть заметными, выделяться на фоне вашей травы! Красная кнопка на белом фоне смотрится гораздо лучше, чем красная на розовом, верно?
- Упрощайте. Для каждого действия человеку необходима энергия. Помните об этом и позаботьтесь о том, чтобы ваш потенциальный клиент затратил на свою покупку минимум ненужных усилий. Делайте жизнь пользователей проще. Чтобы покупать, например, в 1 клик, без пятичасовой регистрации и прочих мучений. Сокращайте временные издержки клиентов, и они будут покупать чаще. Помните кнопку «купить в один клик» на сайтах разных интернет-магазинов?
Итоги
Отношение к нейромаркетингу сейчас неоднозначное. С одной стороны, он действительно позволяет компаниям улучшать свою продукцию, делать ее более привлекательной для клиентов и, как следствие, больше продавать. Но с другой стороны, сам факт того, что корпорации имеют доступ к подсознанию своих покупателей и получают информацию, которую люди не в состоянии скрыть, позволяет говорить о неэтичности нейромаркетинга. Однако, как ни крути, сейчас это очень эффективный инструмент, который используется повсеместно.
Cackle