История рекламы
Бумажная реклама в Европе, США и РоссииСегодня мы поговорим с вами о становлении рекламной сферы, процессе длительном и охватывающем весь земной шар.
Реклама (от фр. réclame — «подзывание сокола на охоте», которое подверглось семантическому влиянию англ. to reclaim — «привлекать к себе внимание») — распространение информации о товаре или услуге с целью привлечения внимания к продукту, увеличения количества продаж и повышения популярности продукта и компании на рынке. К рекламе относятся как устные, так и письменные или визуальные сообщения о товарах и услугах.
Первый этап: кто громче?
- Выкрики торговцев на базаре. В России они использовались с 10-11 веков и назывались «зазывала». Коробейники (мелкие торговцы, которые ходили с коробом на шее) призывали покупать мелкие безделушки и сладости.
- Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим: торговцы рисуют на папирусе рекламные плакаты, надписи. В Древнем Риме рекламируют гладиаторские бои и городские бани на деревянных дощечках и восковых пластинах.
- Глашатаи. Данные люди не только занимались оглашением указов правителей и их восхвалением. Они также информировали жителей городов о различных товарах и услугах.
- Торговцы, ремесленники и мастера использовали специальные отличительные метки или художественные изображения товаров для обозначения своего товара. Это также может считаться рекламой, а сами метки — прадедами современных логотипов.
Второй этап: летучие листки и лубки
Уже в конце Средних веков в Европе люди использовали для распространения рекламы «летучие листки», то, что сейчас мы назвали бы листовками. Писались они вручную и использовались как для распространения указов правителей, так и для распространения рекламных сообщений.
В России же аналогом летучих листков были лубки. Лубки рисовали изначально в качестве развлечения, это было одним из направлений народного творчества с 18 века. Они представляли из себя незамысловатые яркие изображения на различные бытовые и сказочные темы, а также могли содержать поясняющие изображения надписи. И по сей день рекламные изображения дополняют различные словосочетания (читай «слоганы»).
Лубки были достаточно широко распространены, поэтому со временем все чаще начинали использоваться в качестве рекламных листовок. Для них были характерны (и то, что характерно для рекламы сегодня): простые линии, элементы, лаконичность, центральный сюжет, ляповатость.
Многое упростилось после создания печатного станка в середине 15 века. Считается, что первая печатная реклама появилась в Англии в 1472 году. Летучие листки делали размером примерно 15х23 см, они имели заголовок или выделенную первую строку, заменяющую его. В них содержалась информация о различных характеристиках товаров или услуги, изображениях.
Позже количество товаров (и рекламы) начало увеличиваться, поэтому для того, чтобы обрести какое-то конкурентное преимущество и запомниться покупателям, торговцы начали использовать вместо стандартных текстов стихотворения, поговорки, рассказы, аргументы в пользу приобретения товара и советы покупателям.
Мода на печатную рекламу перешла из Англии во Францию и Германию. Во Франции был даже издан королевский указ о том, что нельзя без разрешения расклеивать рекламные афиши и объявления, ослушавшихся ждала казнь через повешение.
В России первые печатные рекламные сообщения появились в 17 веке при Петре. Однако в массы данная форма распространения рекламы вышла только в 18 веке.
Третий этап: газетные объявления
С 1630-х в первой французской рекламной газете печатаются объявления и реклама. А в 1632 году Адресное бюро получает разрешение Ришелье на сбор частных объявлений о покупке, продаже, найме и т.п. Уже в 1650 году еженедельные газеты, которые выходят в Англии, содержат в себе рекламу о кофе, чае и шоколаде. В через 16 лет официально выходит первое рекламное приложение к Лондонской газете.
1704 в колониях на территории современных США выходит газета, специально ориентированная на размещение рекламных объявлений, под названием The Boston News Letter. А позже Бенджамин Франклин основывает Пенсильванскую газету в 1729 году, также содержащую много рекламных объявлений. Именно с его именем связывают развитие рекламы в Штатах.
В 19 веке в Санкт-Петербурге начали появляться первые журналы, в которых размещалась реклама. Они назывались «Торговля» и «Деловой бизнесмен».
А ниже на фотографии вы можете увидеть первую в мире фоторекламу для кукурузных хлопьев, которая появилась в 1839 году. Впоследствии фотореклама также быстро набрала свою популярность.
Четвертый этап: первая наружная реклама
В 19 веке в России и Европе рекламные сообщения распространяли с помощью:
- наклеивания их на рекламные тумбы, которые специально для этого ставились в людных местах;
- развешивания рекламы в трамваях;
- мальчишек, которых нанимали для раздачи листовок рядом с магазинами;
- вывесок и афиш;
- упаковки товара.
В целом на развитие рекламы повлияла промышленная революция, которая увеличила количество товара на полках магазинов и создала необходимость выделения конкурентных преимуществ каждого из них.
Всем известные ныне билборды появились в начале 20 века в США только после появления автомобилей. В связи с тем, что люди чаще стали выезжать за город и передвигаться на машине.
В Россию билборды пришли только в начале 21 века. В целом рекламная сфера в России развивалась рывками с периодическими заимствованиями рекламных материалов из других стран. По художественному стилю рекламные плакаты и афиши развивались от народного творчества, до натурализма и в сторону модерна, неорусского стиля, реализма, сюрреализма.
Интересно? :) Это еще далекоо не все. Впереди еще части о радио-, теле-, и интернет-рекламе. Реклама прошла длительный многовековой путь, который привел ее к тому разнообразию, которое мы имеем сегодня. Хотите узнать, какие были следующие этапы развития рекламы? Читайте вторую часть статьи.
Первой рекламой можно считать выкрики торговцев на базаре. В России они использовались с 10-11 веков и назывались "зазывала". Коробейники (мелкие торговцы, которые ходили с коробом на шее) призывали покупать мелкие безделушки и сладости.
В конце Средних веков в Европе люди использовали для распространения рекламы "летучие листки", то, что сейчас мы назвали бы листовками. Писались они вручную и использовались как для распространения указов правителей, так и для распространения рекламных сообщений.
Лубки рисовали изначально в качестве развлечения, это было одним из направлений народного творчества с 18 века. Они представляли из себя незамысловатые яркие изображения на различные бытовые и сказочные темы, а также могли содержать поясняющие изображения надписи.