Карты эмпатии в маркетинге
Прежде чем создать какой-то действительно востребованный товар или услугу, нужно узнать все о тех, кто будет ими пользоваться. Вы должны хорошо изучить и проанализировать свою целевую аудиторию: пол, возраст, профессия — да, безусловно. Но этого недостаточно. Но для лучших компаний на рынке этой информации о клиенте явно недостаточно.
Инсайты для усовершенствования продукта вы получите, когда сможете лучше понимать клиента: что его тревожит и радует, к чему он стремится, как принимает решения и так далее. Для этого нужна эмпатия — способность сопереживать другому человеку, умение поставить себя на его место.
И вот здесь бывают проблемы. На самом деле легко бывает сопереживать человеку, с которым вы давно знакомы. Но как быть, когда с человеком ты не знаком? Правильный ответ — развивать сопереживание с помощью специальных методик. Одна из них — карта эмпатии.
Что это такое?
Карта эмпатии была создана много лет назад Дейвом Греем — основателем компании XPLANE, создателем методики мозговых штурмов «Геймшторминг», автором книг по визуальным практикам мышления. Шаблон карты состоит из 7 блоков, нумерация которых соответствует порядку заполнения.
На сегодняшний день она используется в так называемых Agilе-подходах (гибкая методология: когда к разработке подключаются разнообразные самоорганизующиеся группы, состоящие из специалистов разного профиля), в дизайн-мышлении, входит в инструментарий Стэнфордской школы дизайна.
Известный бизнес-консультант Александр Остервальдер писал о карте эмпатии, что «она поможет вам выйти за пределы чисто демографических характеристик потребителя и лучше понять его среду, поведение, проблемы и радости. В результате вы получите более успешную бизнес-модель, так как профиль потребителя поможет создать лучшее ценностное предложение, более удобные и наиболее подходящие для клиентов пути взаимодействия. В итоге вы сможете лучше понять, за что потребитель действительно готов платить».
Где пригодится?
Эмпатия — способность сопереживать другому человеку. Карта эмпатии — структурирование процесса построения эмпатии. Она делает его более наглядным и понятным. Заполняя блок за блоком, вы систематизируете ключевые характеристики целевой аудитории в четкую струкутуру: окружение, проблемы, стремления, опыт, страхи, переживания и так далее.
Карта эмпатии актуальна там, где нужно посмотреть на продукт глазами клиента:
- разработка стратегии;
- разработка скриптов;
- запуск, доработка продукта или услуги;
- отстройка от конкурентов;
- поиск новых направлений;
- улучшение уровня сервиса;
- работа с атмосферой в компании.
Если вы считаете, что достаточно хорошо знаете свою аудиторию, то карта эмпатии может помочь в детализации контекста использования продукта, а на начальных этапах его реализации покажет, где есть пробелы.
Советы по составлению карты эмпатии
Как всегда, в интернете можно найти кучу разных вариантов составления карты эмпатии, многие из которых отличаются от первоисточника. Однако рекомендуется придерживаться авторской технологии, чтобы получить максимум пользы от карты. В 2017 году после сотрудничества с Александром Остервальдером Дейв Грей аккумулировал опыт работы с шаблонами и создал новую версию карты эмпатии. Предлагаем рассмотреть подробнее порядок её заполнения.
- Подготовка. Карта эмпатии тесно связана с мозговым штурмом. Это инструмент при составлении которого важно использовать именно этот метод. Чтобы работа в команде была более эффективной, к ней нужно готовиться заранее — разослать участникам материалы за 2-3 дня до начала подготовки, чтобы дать им время познакомиться с темой, обдумать задачи и собрать нужные материалы. Не забывайте фиксировать все идеи, которые появляются в процессе обсуждения.
- Как заполнять? Чтобы составить карту эмпатии, нужно последовательно заполнять все ее блоки. Для работы в небольших группах можно использовать шаблон карты, распечатанный на бумаге. Для работы большой команды оптимально использовать флипчарт или маркерную доску. Если составляете карту в большом формате, то удобно фиксировать тезисы на стикерах — их легко убрать или перенести в другое место.
- Где брать данные? Чтобы составить карту эмпатии, нужно собрать информацию об опыте и личном мнении клиента. Какую-то часть этих данных вы получите от участников рабочей группы. Узкие специалисты смогут качественно заполнить лишь часть секторов. Поэтому для масштабных задач логично привлекать больше сотрудников, с разнообразными компетенциями, чей опыт актуален для реализации поставленной задачи. Данные о клиенте вы можете взять из профилей в социальных сетях, обсуждений на форумах, его комментариев.
- Как ставить цели? Для начала нужно определить, с кем мы составляем карту эмпатии, и что этот человек должен сделать для нас. Для этого рисуем в центре круг (он будет олицетворять героя нашей карты), даём ему имя, фиксируем дополнительные характеристики. Последние нужны, если вы составляете несколько карт на разные сегменты аудитории.
- Как заполнить внешние блоки? Дальше мы последовательно заполняем блоки «Видит», «Говорит», «Делает» и «Слышит». Первый блок «Что он видит?» характеризует внешнее окружение клиента, его круг общения, лидеров, к мнению которых он прислушивается: что он видит на рынке и в ближайшем окружении по нужной теме? Что он видит из того, что делают и говорят вокруг? Что он смотрит и читает? Второй блок «Что он говорит?». Заполняя его, мы изучаем, что мы слышим из того, что он говорит. Третий блок «Что он делает?», в котором мы фиксируем все действия, которые он совершает. Четвертый блок «Что он слышит?», в котором мы определяем, что слышит клиент от друзей, коллег и родственников.
- Как заполнять внутренние блоки? На этом этапе размышляем над тем, вод влиянием каких чувств и мыслей находится клиент. Если внешние блоки олицетворяют опыт пользователя, то эти блоки отражают внутренний мир нашего клиента. Они разбиты на два сектора:
- «боли» — в чём их страхи, расстройства и опасения, которые мешают в решении задачи;
- «выгоды» — в чём их желания, потребности, надежды и мечты.
Задача карты эмпатии — почувствовать изнутри, что значит быть вашим клиентом. Когда вы сначала заполните внешние блоки, а только потом перейдёте к внутренним, вы ощутите весь потенциал этого упражнения. Важно: если процесс заполнения карты тормозится, немного поменяйте формат — пусть кто-то из рабочей группы возьмёт на себя роль клиента, а остальные участники штурма зададут ему вопросы. Карта эмпатии собирает и визуализирует глубинные характеристики целевой аудитории: потребности, мотивы, ценности, проблемы и так далее. Хотя карта не является полным психологическим портретом, она, безусловно, помогает глубже понять клиента. Это один из наиболее эффективных форматов мозгового штурма.
Cackle