Скандальная реклама
Путь к успеху или минус к репутации?Скандалы, эпатаж и провокации – способ повысить продажи или прямая дорога к потере существующих клиентов? О факторах успеха такой рекламы пойдет речь ниже.
Если на заре зарождения рекламы потребитель не сомневался в том, что представленный товар «самый-самый», то сегодня зритель искушен и не верит приторным положительным отзывам. Еще бы! Мало кто говорит плохо о товаре, и большинство использует лишь позитивные образы и ассоциации, чтобы рассказать о себе.
Отношение к рекламе
В 2017 году ВЦИОМ исследовал уровень доверия россиян рекламе. Оказалось, что 57% опрошенных не верят рекламе, 38% не смогли ответить однозначно, и только 3% респондентов сказали, что прислушиваются к рекламным посланиям.
Речь идет не просто о глобальном недоверии рекламе, а о том, что показательно идеальные образы выглядят недостоверно. Отсюда и стремление современных рекламодателей использовать образы, приближенные к реальности, в том числе провокационные и скандальные. Даже суровые европейские соседи используют негативные оттенки в названиях брендов. Эпатажная реклама вызывает желание обсудить послание и поделиться им, запоминается и вводит в недоумение. Ее главное свойство в том, что потребители не остаются равнодушными, хотя диапазон испытываемых эмоций варьируется от возмущения и отторжения до восхищения и восторга.
Плюсы и минусы скандальной рекламы
Особенность скандальной рекламы – невозможность предугадать результат. Однако на стадии планирования, стоит попытаться учесть ее плюсы и минусы.
Преимущества
- Реклама быстро запоминается, креативами активно делятся в социальных сетях и пересказывают друг другу.
- Охват такой рекламы выше, чем у традиционных публикаций с позитивными персонажами.
- Больший простор для творчества и широкие возможности ухода от «идеальных» штампов.
Недостатки
- Необходимо четко ощущать грань, перейдя которую, можно нанести непоправимый ущерб имиджу и надолго закрепить негативную ассоциацию бренда.
- Возможны бойкотирование товара и снижение лояльности клиентов.
- Подобная реклама часто приводит к юридическим санкциям. Иногда, даже кажущаяся на первый взгляд безобидная реклама, может вызвать вопросы у ФАС и быть запрещена.
Приемы использования негативного образа
Дискриминация. Несмотря на то, что этот прием запрещенный, его часто используют рекламодатели в погоне за скандальной славой. Причем в практике можно увидеть самую разную дискриминацию: по половому признаку, по расовой принадлежности (рекламы Rexona, H&M).
Нецензурная лексика. Явная или скрытая нецензурная лексика довольно часто используется в скандальной рекламе, однако это однозначный провал для репутации компании. В современном мире общаться с клиентом грамотно и уважительно – обязательный навык коммуникации, поэтому любые послания с двойным смыслом подвергаются суровой критике потребителей и воспринимаются как пошлость (реклама Burger King)
Юмор. Юмор — это инструмент, который при грамотном использовании может привлечь внимание к посредственному товару, а при неправильной подаче отбить охоту приобретать нужные потребителю продукты. Секрет удачной рекламы в балансе. Шутка должна вызывать положительные эмоции и соответствовать образу компании-продавца, иначе велик риск потерять лояльную аудиторию и нанести непоправимый удар по репутации бренда.
Заключение
Однозначного ответа на вопрос, использовать ли эпатаж в рекламе, нет. По данным исследований Wordstream, лишь 2% топ-объявлений в AdWords обращаются к негативным эмоциям. Подтверждает эти данные эксперимент, в котором для рекламы одного и того же товара использовались положительное и отрицательное изображения. В результате, показатель конверсии для позитивного образа оказался на 50% выше, чем у публикации с негативным контекстом.
Плюсы: 1. Реклама быстро запоминается, креативами активно делятся в социальных сетях и пересказывают друг другу. 2. Охват такой рекламы выше, чем у традиционных публикаций с позитивными персонажами. 3. Больший простор для творчества и широкие возможности ухода от «идеальных» штампов. Минусы: 1. Необходимо четко ощущать грань, перейдя которую, можно нанести непоправимый ущерб имиджу и надолго закрепить негативную ассоциацию бренда. 2. Возможны бойкотирование товара и снижение лояльности клиентов. 3. Подобная реклама часто приводит к юридическим санкциям. Иногда даже кажущаяся на первый взгляд безобидной реклама может вызвать вопросы у ФАС и быть запрещена.
В результате исследований выяснилось, что показатель конверсии у рекламы с позитивным контекстом оказался на 50% выше, чем у рекламы с негативным контекстом.
В 2017 году ВЦИОМ исследовал уровень доверия россиян рекламе. Оказалось, что 57% опрошенных не верят рекламе, 38% не смогли ответить однозначно, и только 3% респондентов сказали, что прислушиваются к рекламным посланиям.